Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области
г. Брянск, б-р Гагарина, 25
тел. (4832) 646-032
факс (4832) 646-032

Особо охраняемая природная территория памятник природы "Старинный парк в Ляличах" ( 1 ноября 2021 г. )

В конце 18 века в маленьком селе Ляличи Брянской области появился огромный дворец подаренный за службу императрицей Екатериной II Петру Завадовскому за участие в русско-турецкой войне. Он получил 60 тыс. гектаров земли в деревне Ляличи и 2,5 тыс. крепостных. Сам граф родился в деревне Красновичи Стародубского уезда Черниговской губернии. Поэтому выбор земли был неслучайным. Свой подарок граф переименовал в Екатеринодар.

Усадьба П.В. Завадовского

 

 Большое внимание в усадьбе уделялось пейзажному парку в "английском" стиле. Таким термином называли парки, разбитые со свободным, "естественным" размещением зелени в виде природных рощ, групп и одиночных деревьев в сочетании с кустарниками разных видов и размеров. Насаждения чередовались с полянами и лужайками неправильной формы. Английский (пейзажный, иррегулярный, ландшафтный) парк был в конце XVIII века крайне популярен в усадьбах Российской империи. Это направление садово-паркового искусства сложилось в начале XVIII века в Англии на контрасте с барочным, регулярным парком во "французском стиле" Ленотра. Французский и английский парк представляют собой разные грани эстетики классицизма в применении к садово-парковому искусству.

 

Парк версальского типа своими прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчёркивал абсолютный контроль человека над природой. Английский сад шёл ещё дальше, утверждая наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы. В XVIII-XIX веках в России парки делались по обоим планировочным системам, часто в комбинационном сочетании ландшафтной и регулярной планировки. Регулярную зону парка в Ляличах составляли большой парадный двор дворца - курдонер, цветочный партер, простиравшийся от паркового фасада дворца почти до озера, и частично фруктовый сад, входящий с южной стороны на территорию парка. Именно отсюда осуществлялся вьезд в парк. Вся остальная территория была оформлена как продолжение живой природы. Среднюю часть парка занимала система искусственных прудов. Два больших пруда, или озера, и один малый - находились в самом парке; четвертый примыкал к его территории, а пятый находился выше по течению в долине ручья Излучье, разделявших территорию парка на две части: западную и восточную. Все водоемы имели свободные природные очертания, и лишь земляные плотины напоминали об их искусственном происхождении. Вокруг каскада прудов строилась вся композиция паркового пространства. Многочисленные живописные тропинки, пронизывающие парк, а также земляные плотины и всевозможные мостики с переездами в своем единстве создавали прекрасные видовые позиции, гармонично вписывающиеся в общую концепцию паркового ансамбля и ландшафта. Озеленение парка сочетало в себе одновременное использование местных пород деревьев и кустарников: березы, дуба, клена, сосны, липы, черной ольхи, тополя, ясеня, бересклета, калины, шиповника, сирени и несвойственных местной флоре растений - барбариса, дерна красного, дрока, спиреи. В юго-восточной части парка существовала целая аллея из туй, по краям главной аллеи были высажены липы и дубы.

 Доподлинно известно, что в садах усадьбы выращивался ряд экзотических растений, к примеру, ананасы, которые очень жаловал сам П.В. Завадовский. В большой оранжерее, состоявшей из целой аллеи столетних померанцевых деревьев. Благодаря открытому склону, дворец был очень хорошо виден со всех сторон парка и являлся своеобразной доминантой во всей своей грациозной красоте. Для большего единения с природой, в композицию дворца были включены двухъярусные портики на парадном и парковом фасадах, а также широкие лоджии на боковых фасадах. Таким образом, достигался максимальный охват широчайших панорам для обозрения, простирающийся на все четыре стороны света.

 К сожалению, до наших дней не дошло имен создателей проекта парка. Не исключено, что и сам Дж. Кваренги принимал участие в его создании и давал ценные советы по благоустройству. С запада и севера открытая середина западной части парка обрамлялась дубравами и смешанными посадками деревьев и кустарников, с юга к ней примыкал огромный фруктовый сад, а также березовая роща. За прудами, на противоположном к дворцу склоне, располагалась восточная часть парка, которую украшали "Летний дворец" и "Храм благодарности" (к сожалению, не сохранились до наших дней).

 В 21 веке от прекрасного дворца уже почти ничего не осталось. Судьба имения была весьма печальной. После смерти Петра Васильевича никто о нем уже не заботился, как его первый владелец. Начать с того, что сын Завадовского, унаследовавший усадьбу, был не очень то успешен в делах. Родовое имение он вскоре продал семье Энгельгарт, а по некоторым слухам вовсе проиграл в карты.

 Содержать такой большой дворец очень дорого. В 1847 г. новым владельцем усадьбы стал барон Черкасов. Но и он здесь долго не задержался. К 20 веку усадьба сменила ещё трёх владельцев. Некогда богатое и красивое имение пришло в упадок. Дорогие элементы интерьеров и ценности были постепенно распроданы.

 После революции в усадьбе разместилась еврейская коммуна. Затем основное здание дворца разобрали, а кирпичи использовали для строительства картонной фабрики в Сураже. В левом крыле и флигеле разместилась школа. Сейчас с советских времен на стенах сохранилась казенная голубая и зеленая краска.